официальный сайт
КУПИТЬ
ДИСКИ И КНИГИ
Интервью после презентации альбома "Ключ из пепла"

Для сайта igid.ru. Ноябрь 2009 года

Фото

IGID.RU:
– Ваш новый альбом называется «КЛЮЧ ИЗ ПЕПЛА». Расскажите, пожалуйста, как появилось это название. И если это символ, что он обозначает?

Зоя Ященко:
– На каждой пластинке есть такая песня, которая «отвечает» за весь альбом. На этот раз это «Ключ из пепла». Почему именно она? Наверное, потому что самая энергетичная. Так получилось. Там очень классный саксофон. Кстати, на саксофоне играет Александр Волков, с которым мы уже однажды записывались. Он играет в оркестре Олега Лундстрема. Играет хорошо, органично, и вполне вписывается в структуру нашей музыки. Хотя для него это совсем другой стиль. Вот эта его классическая манера игры добавляет в «Ключ из пепла» определенную уверенность и энергетичность, делает эту песню более ИНЬ-ской. Сакс договаривает то, что недосказано словами. И песня получилась более выразительной, чем мы привыкли ее исполнять в концертном варианте. Это одна из причин. Вторая причина – ключ из пепла это, конечно же, символ. Это предмет, которого нет. Но он есть. Этим ключом можно открыть все, но он не подходит ни к одному замку. Его можно носить на шее, на серебряной нити, как амулет. Но он из пепла. Те, у кого есть такой ключ, самые обычные люди, но они умеют быть немножко волшебниками. Им подчиняются некоторые вещи, которыми невозможно овладеть без ключа. Такие люди иногда разговаривают на санскрите, не обучаясь этому языку. Они могут войти в горящую избу или остановить коня на скаку. Как будто ключ из пепла наделяет их некой метафизической силой, благодаря которой человек может превзойти сам себя. Мы же все хотим быть немножко сильнее, чем есть. Но просто не знаем, как. Но знаем, что это возможно. Вот и этот парень из песни тоже не знает, как это у него порой получается дважды войти в одну и ту же реку. Говорят, что это невозможно, а у него получается. Потому что иногда нужно войти в реку дважды, чтобы понять, получше разглядеть то, что прошлый раз упустил, не разглядел, недопонял.

Особенно, если ты родился в России, где в каждой деревне и Голгофа и Мекка. Тут без ключа из пепла вообще не обойтись...

– Презентация альбома – важное событие для группы и для зрителей. Перед выступлением заболели двое белогвардейцев – скрипач Артём Руденко и аккордеонист Иван Каралькевич, принимавшие участие в записи песен. Была ли у Вас мысль отменить концерт?

– Сначала я просто испугалась за заболевших ребят. А вдруг это тот самый свиной грипп? Потом оказалось, что грипп, но не тот самый. Ситуация была, конечно, аховая. Все выяснилось за день до концерта. Артем надеялся выздороветь, но температура не снижалась. Мы периодически переговаривались по телефону и до последнего ждали Артема. Ваню не ждали, потому что он уехал в Минск и заболел там. Аккордеониста начали искать за два дня до презентации. Решили сделать все возможное, что зависит от нас, и объяснить публике ситуацию, как она есть. Все же люди. Каждый может заболеть, и каждый может понять.

– В ЦДХ вместе с Вами выступали два новых участника- Александр Тарасов (итальянский баян) и Андрей Ладейщиков (скрипка). Они органично вписались в Вашу группу и очень понравились зрителям. На концерте Вы сказали, что познакомились с ними только накануне. Неужели ребятам удалось так хорошо сыграть без репетиций, с чистого листа?
Будете ли вы в дальнейшем выступать с Андреем и Александром?

– Ира Финка, которая у нас просто «отдел кадров» какой-то, в лучшем смысле этого слова, прислала нам телефон Саши Тарасова. И в процессе телефонной беседы выяснилось, что Саша играет в дуэте со скрипачом Андреем Ладейщиковым, и мы договорились, что если к субботе Артем не поправится, то на репетицию мы зовем их вместе. Но нервов, конечно, было много. Как играть 20 песен с новыми людьми, которые раньше не слышали ни одной нашей композиции?

Бывали концерты, когда кто-нибудь из музыкантов играл с высокой температурой. Бывали концерты, когда один «солист» выпадал из обоймы прямо в день концерта, и тогда обе сольные партии ложились на плечи другого. А так чтобы сразу оба! И это не просто концерт, а презентация новой пластинки.

Когда Саша с Андреем приехали к нам в субботу и началась репетиция, сразу стало ясно, что мы продержимся. Ребята хорошо играют с листа, и опыт выступлений у них немаленький. И, самое важное, они сыграны между собой, хорошо чувствуют друг друга в процессе игры. Дело оставалось за малым – запомнить за один вечер структуру 20-ти песен... Для меня задача непосильная. А для них оказалась решаемой. Что-то они запомнили, что-то прослушали ночью дома, что-то дослушивали в плейере перед началом первого отделения, а что-то им подсказывал Дима прямо на сцене: подходил к каждому и показывал то место, которое сейчас нужно играть. Дима мне вообще на этом концерте напоминал Остапа Бендера, который ведет сеанс одновременной игры на шахматном турнире. Как он только все успевал? И к баянисту подойти, показать нужные нотки, и скрипачу что-то шепнуть, благо они на сцене рядышком расположились. А еще и свои кнопки надо вовремя нажать на трех педалях, и гитара у него ведущая, а на другом конце сцены еще и саксофонист в двух песнях солировал. Тоже первый раз с нами в живом концерте. Дима успел и ему вовремя кивнуть в тот момент, когда его соло должно начаться. В общем, продержались. На кураже и желании «не провалиться». А на бис вышли вообще на свой страх и риск. Дима раздал ноты «Амулета» Саше и Андрею непосредственно «в живом эфире». А они взяли и сыграли с листа. Ни разу не слышав песню! Одна знакомая флейтистка после этого концерта, улыбаясь, заметила, что профессионалам репетиции не нужны.

Все сразу в один голос воскликнули, что НУЖНЫ! И по тому, как они это воскликнули, стало ясно, что все пережили стресс, но никто виду не подавал.

Я с облегчением выдохнула только когда доиграли «Амулет». И,конечно, не могла предположить, что все получится так достойно. Не иначе, как помог ключ из пепла! Более экстремального концерта не припомню за всю историю «Белой гвардии». А с ребятами просто повезло!

Будем ли мы играть с ними еще?

Убеждена, что случайных встреч не бывает. Во-всяком случае, все было не зря. С баянистом Сашей уже сыграли еще один концерт в «Гнезде глухаря». А дальше поживем-увидим. Наш скрипач уже поправился, так что Андрей пока не востребован. Но бывает случаются накладки, все музыканты играют сразу в нескольких коллективах, и если Артем не сможет, позовем на замену Андрея. Главное, что мы друг другу понравились.

– В новый альбом вошли добрые и грустные, романтичные и сенти-ментальные песни.
Как происходит создание новой песни? Нужна ли вам какая-нибудь особая атмосфера?

– Она-то нужна, эта особая атмосфера, только где ж ее взять? В идеале, я бы хотела проснуться по утру в хорошем расположении духа, и чтобы за окном радостно светило небесное светило. И хорошо бы отворить окно в цветущий сад, а не упираться взглядом в безликую новостройку. И чтобы кто-нибудь заботливо сварил для меня чашечку кофе, а сразу после кофе предоставил мне полную свободу, оградив от всех домашних дел. И я бы пошла прогуляться по берегу океана (лучше Индийского), подышала бы йодом, нагуляла бы соответствующее настроение. А потом бы вошла в маленькое южное кафе и выбрала самый дальний столик. И открыла перед собой (не ноутбук, а) чистую тетрадку... Но так не бывает. Поэтому песни я пишу, в основном, ночью, когда засыпают дети. Пишу их урывками, потому что одной ночи иногда не хватает. Часто они получаются грустными, потому что радость это привилегия тех, кто достиг следующей, более высокой ступени бытия – святых, йогов, богоподобных сущностей. Я тоже иногда умею радоваться, но реже, чем дети. У них это получается лучше. Но дети не пишут стихов. В состоянии радости слова не нужны.

–Ваши песни часто похожи на сны. Когда слушаешь их, кажется, будто приоткрываешь дверь в другой мир, где всё вроде бы похоже на реальность, но эта реальность наполнена чудесами и волшебством. А Вам часто снятся сны?

– Сны я вижу каждую ночь. Чаще они тревожные. Но очень красочные и «говорящие». Часто во сне приходит решение какой-то трудной задачки, которую поставила перед тобой явь. Умные люди объясняют такие озарения тем, что во сне СПЯЩИЙ как бы становится йогом, бессознательно выполняя йоговский ритуал освобождения себя от отождествления с телом. И головной мозг спящего, и шесть спиномозговых его центров подзаряжаются космической энергией напрямую. А в космосе вся информация уже есть, просто в обычном состоянии человек не умеет ее считывать. Некоторые сны я записываю в дневник, некоторые потом становятся песнями. Но это редко. Таких песен буквально три-четыре. Причем, две из них вошли в последний альбом «Ключ из пепла». «Сны» и «Приходила мама». Наверное, поэтому у вас такое впечатление, будто «часто».

А про «другой мир, где... реальность наполнена чудесами и волшебством» могу объяснить словами Флобера, выдержкой из его письма:" Когда-то считали, что только сахарный тростник дает сахар, а теперь его добывают почти отовсюду. То же самое и с поэзией – будем извлекать ее откуда бы то ни было, ибо она во всем и везде. Нет атома материи, который не содержал бы поэзии." Если удается увидеть самую обычную вещь через призму поэзии, увиденное кажется чудом и волшебством.

– В 2009-ом году вышли два альбома – «Заводной сверчок» и «Ключ из пепла». С чем связан такой творческий подъем группы?

– Просто мы сделали то, что давно хотели. Эти песни копились несколько лет, а записать не было возможности. Так бывает. И это мне очень не нравится. Потому что песни надо записывать сразу, как только они родились, пока они «живые» и «хлещут энергией». Потом, по моим наблюдениям, песни начинают постепенно «затухать» и «меркнуть». Возможно, никто, кроме автора, этого не замечает, но я-то знаю! Их уже сложнее записывать, их уже надо «тянуть», а было время, когда они «тянули». Это внутренняя кухня. Возможно, даже не стоит об этом рассказывать. Потому что непонятно, о чем я тут. Но если бы моя воля, я бы сразу бежала в студию, как только песня «готова», чтоб не прозевать лучшее время. Перекладывая на бытовой язык, это все равно, что отметить день рождения много месяцев спустя. Вроде бы, все равно праздник, но момент упущен.

Получается так, что я вовсе не радуюсь выходу двух альбомов. Я очень радуюсь! Потому что были сомнения, что они вообще когда-нибудь будут записаны. А тут, наконец, так звезды сошлись, и все свершилось. Камень с души и надежда на продолжение...

– Расскажите, пожалуйста, о своих планах на будущее.

– В декабре хотим презентовать еще и Димин сольный альбом. 30-го, перед самым Новым годом, в том же ЦДХ. Дима записывал его параллельно со «Сверчком» и «Ключом». Туда войдут песни, уже выпущенные на альбомах «Белой гвардии» и песни, не вошедшие ни в один из альбомов. И еще очень старые Димины песни. И очень новые. Правда, Дима говорит, что это уже просто неприлично, третий альбом за год... Такого, действительно, еще не бывало в нашей практике. Может, год такой особенный, не знаю даже. Кто там у нас по китайскому гороскопу в 2009 году? Желтый Бык. Он очень трудолюбивый и последовательный. Что-то я читала такое в начале года, будто в год Желтого Быка удача пребывает на стороне художников, дизайнеров, модельеров... В таком случае, все объяснимо. А дальше у нас Белый Тигр. Говорят, олицетворяет энергию. Отлично. Возможно, новые песни пойдут...

– Спасибо большое за интервью. Желаем дальнейших успехов!

Кобиляков Иван, IGID.RU